понедельник, 1 октября 2007 г.

Англичане не пройдут

 


Десятый студийный диск Bon Jovi «Lost Highway» вышел 18 июня этого года, он ознаменовал не только смену курса, что, в общем, было ожидаемым, но и первый внятный ответ Америки на ярко выраженное пришествие английских групп в национальный хит-парад, которое в США уже получило название «второе британское вторжение». Почему смена курса Bon Jovi была ожидаемой? Потому что группа оказалась в глубоком творческом кризисе: идеи «стадионного хард-энд-хэви» 80-х, на которых строилась концепция Bon Jovi, давно уже себя изжили, это отчётливо видно на кривой падения тиражей последних дисков группы. Поклонники ждали от Bon Jovi всего чего угодно – от ухода в «прогрессив» или блюз до флирта с модным постпанком, – но превращение, в общем-то, «тяжёлой группы» в кантри-бэнд застало всех врасплох.

Именно кантри, народная американская музыка, по мнению Джона Бонджови и Ричи Самборы, могла стать тем самым заслоном на пути молодых англичан, бравших США таранными ударами простого гитарного рока. Ещё в 1991-м году Бонджови и Самбора попали под очарование столицы кантри Нэшвилла и его музыкантов, можно только удивляться, почему они ждали так долго и не записали кантри-альбом в середине 90-х. По словам Самборы, «кантри – универсальный ответ на все вопросы, в этой музыке душа Америки, а если как следует перемешать её с рок-н-роллом, никто не устоит». Тот же Спрингстин заметил, что такие рассуждения отдают «панамериканизмом» и что «универсальный ответ – это красивая и умная музыка, при чём здесь её стиль?» К полемике подключились многие известные люди, не только музыканты, и вскоре уже Джон должен был оправдываться, что «мы вовсе не призываем к дискриминации групп из Англии и Европы, мы просто пытаемся играть кантри так, как мы эту музыку понимаем, вот и всё».

А поняли они её очень даже по-своему: кантри Bon Jovi ближе к южному буги» The Allman Brothers Band 70-х годов, в их музыке почти не прослушивается то темперированное кантри, которым славился Элвис и которое сделал музыкальным стандартом Вили Нелсон – хотя именно в этой плоскости и пытаются искать сходство между Bon Jovi и Пресли. Короче говоря, «Lost Highway» – кантри-рок. Ещё в 2006-м, при подготовке предыдущего диска «Have A Nice Day», группа написала песню «Who Says You Can’t Go Home», кантри-версия которой в исполнении певицы Дженнифер Неттлз из дуэта Sugarland взлетела на 1-е место американского хит-парада кантри. Джон и Ричи почувствовали, что это может стать базой новой концепции (тем более что вещь по итогам года стала пятой в списке самых продаваемых синглов), и приступили к записи «Lost Highway». Несмотря на то, что по звуку и структуре вещи диска лишь формально можно было назвать кантри-песнями, группа всячески акцентировала смену стиля именно в направлении кантри. Так, для записи композиции «We Got It Going On» Джон пригласил самый известный сегодня кантри-дуэт Нэшвилла Big & Rich, а в песне «Till We Ain’t Strangers Anymore» Бонджови спел дуэтом с самой молодой кантри-певицей США Лиэнн Раймз, обозначив таким образом вектор диска. 

«Lost Highway» дебютировал на 1-м месте хит-парада США, став третьим альбомом Bon Jovi (после «Slippery When Wet», 1986, и «New Jersey», 1988), который стартовал столь же высоко. Это также было повторением рекорда The Beatles, чьи три диска более сорока лет назад также возглавляли хит-парад Америки. Локомотивом альбома стала баллада «(You Want To) Make A Memory», которую Bon Jovi записали в двух версиях. Альбомная, или как её называли критики, «попсовая», в виде сингла продаётся во всём мире. Но для американского рынка группа сделала специальную аранжировку – правильно, кантри! Любопытно, что «панамериканизм» пока результатов не даёт – даже американская публика, не говоря уже о европейской, предпочитает грузить из сети поп-версию, о чём свидетельствует статистика: альбомный вариант слушают чаще её кантри-аналога в пять раз! «Lost Highway» побывал на первых строчках хит-парада Голландии, Германии, Щвейцарии, Австралии и Японии, в Англии диск занял 2-е место. К концу июля тираж диска перевал за полтора миллиона, и Би-би-си решила провести опрос среди своих слушателей на тему: «Почему вы купили новый диск Bon Jovi, отличается ли он от предыдущих?» примерно половина опрошенных ответили, что купили «Lost Highway» потому, что это «это Bon Jovi, мы их просто любим». Эта же половина не уловила никакой разницы между ним и двумя предыдущими альбомами, около трети респондентов не смогли дать определение, что такое кантри, двадцать слушателей (из тысячи трёхсот опрошенных) не поняли, что купили новый диск Bon Jovi.

«Европа никогда не проникнется любовью к кантри, – сказал Джон Бонджови, узнав о результатах блиц-анализа. – Это специфическая американская музыка, у неё много оттенков и полутонов – мы слышали, что ирландцы различают почти пятьдесят оттенков зелёного цвета, и мы не претендуем на такую же способность». Наверное, из-за такого неверия в способность старой Европы понимать тонкости кантри Bon Jovi едут к нам на гастроли с программой, которая составлена исключительно из классических, «хард-энд-хэви» хитов. И это правильно: по мнению Спрингстина, «Bon Jovi самим ещё предстоит понять, что такое кантри: «Lost Highway» – симпатичный диск, но не кантри».

 
Источник: журнал «Ровесник», № 10 (542) за 2007 год