Оригинал публикации размещён в разделе
«Биография» группы Бон Джови на сайте
«Юнивёрсал Мьюзик Дойчланд»
22 августа 2016 года
Фото Нормана Джина Роя |
Есть одна фотография, которая когда-то поразила Джона Бон Джови в самое сердце. Мысли о ней не шли у него из головы. Это была чёрно-белая фоторабота Джерри Уэлсмана: он совместил старый каменный дом с крепкими сильными корнями — как будто дом пустил корни. По словам Джона, «это и была наша история – а теперь из неё родилась идея для обложки нашего альбома».
Он думал об этой фотографии и когда сочинял главный трек для 14-го студийного альбома Bon Jovi: альбом называется «This House Is Not For Sale» («Этот дом не продаётся»), и является своего рода возвращением домой – к лейблу, на котором они записали первую (и единственную!) пластинку. Многие песни нового альбома, спродюсированного Джоном Шанксом и Джоном Бон Джови, были созданы в Нью-Йорке, в студии Avatar (бывшая Power Station), в которой группа записала свой самый первый альбом в 1983 году. Другие песни были записаны в студии Electric Lady Studios.
«В последние годы мы через многое прошли вместе и сплотились ещё сильнее, чем когда-либо, – рассказывает солист, – и, к счастью, всё срослось с лейблом. Мы записали фантастический альбом, который о многом говорит и одновременно не должен никому ничего доказывать». Заглавный хит «This House Is Not For Sale» («Этот дом не продаётся») как раз об этом. Там есть слова: «These four walls have got a story to tell, the door is off the hinges, there's no wish in the well» («Этим четырём стенам есть о чём рассказать, дверь сорвана с петель, и не о чем больше мечтать»). Четыре стены, о которых идёт речь – это члены группы, и Джон говорит о своём участии так: «I set each stone, I hammered each nail» («Я закрепил каждый камень, я забил каждый гвоздь»). «Да, наш главный хит – о честности, о единстве. Я заново переживаю всё случившееся за последние три года и, как гласят слова песни: это сердце, эта душа, этот дом просто не продаётся!».
С такого послания начинается новейший альбом группы, которая уже более трёх десятилетий пользуется редкостным успехом, несмотря на все кризисы музыкальной индустрии. Всего этим парням удалось продать 130 миллионов копий своих альбомов по всему миру. Они десятилетиями выпускали хиты, взлетавшие на самый верх чартов и попадавшие в горячую ротацию радиостанций. Они гастролировали по всему миру, постоянно покоряя новую публику и превосходя все рекорды продаж. Неповторимый успех. Однако фундамент для альбома «This House Is Not For Sale» был заложен совсем в иных обстоятельствах. Он появился в переломный, неопределённый период. Двенадцать треков новой пластинки отражают три неспокойных года, на протяжении которых Джон должен был выбрать для себя новое направление. У Бон Джови всегда было только одно решение для подобных ситуаций: надавить на газ. И правильно.
Это случилось уже после бешеного успеха альбомов «Slippery When Wet» и «New Jersey», когда группа оказалась в тупике. Джон взял себе (как бы) «таймаут» и как раз в это время выстрелил индивидуальным хитом «Blaze of Glory», за который получил «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар». В 1992 году кризис в группе закончился: вышел альбом «Keep The Faith» и они снова вознеслись на вершину хит-парадов. Десятью годами позже, в начале нового тысячелетия состоялся «Crush» (2000 год), хит с этого альбома «It's My Life» был номинирован на «Грэмми» и прочно вошёл в историю мировой музыки...
Альбом «This House Is Not For Sale» скроен по тому же лекалу: Бон Джови как никогда хорош и как никогда самокритичен. Несмотря на гастрольные туры и полные залы, следовавшие за альбомами и радиохитами, после грандиозных шоу 2013 года группа была уже не той, что прежде: отношения между участниками изменились, да и сам состав обновился, а ситуация со звукозаписывающим лейблом была подвешенной. Теперь Джон в самом деле взял таймаут вплоть до января 2015 года, и за это время не написал ни одной песни. Но когда он, наконец, взялся за дело, пережитые чувства, переполнявшие его в этот тяжёлый период, вылились в откровенные, трогающие за душу песни, в которые он вложил свою ярость, свою печаль и принятие неизбежного. Поэтому новые песни действительно означают своего рода возрождение из пепла.
За чёткой идеей главного хита следует трек «Living With The Ghost» («Жизнь с призраком»), в котором Джон Бон Джови затрагивает тему утраты: человек хочет омыть ноги в святой воде в церкви, но продолжает в неё погружаться: «then he worked up to his knees from his arms to his neck and said I'm in over my head. He was crying trying to get some relief, I'm just trying to get some relief. I had this dream. That man was me» («Затем он погрузился до колен, до рук, до шеи и сказал: вода сомкнулась над моей головой. Он пытался плакать, чтобы облегчить боль; я же просто пытаюсь облегчить её. Я видел это во сне. Я был этим человеком»). Волнующий сон, крик о помощи. И Джон это признаёт: «Я, как рассказчик, раньше не открывал людям эту уязвимую часть себя. В конце концов, мы спели достаточно хитов о достойной жизни в обществе».
Знакомой темой, которая играет важную роль и в этот раз, является борьба: песня «Knockout» («Нокаут») – своеобразный призыв не вешать нос и держать хвост пистолетом, типичный для Bon Jovi. Она начинается с того, что герой находится в западне – «every day I wake up with my back against the wall» («каждый день я просыпаюсь, припёртый к стенке») и заканчивается нокаутом противника: «here comes the knock out, my time is right now, turning your lights out, I'm throwing down» («это нокаут, это моё время, твоё время ушло, я прорвусь»). «Эта песня о борьбе за собственные надежды, — говорит Джон. — Она о боевом духе, который проявляется в каждом из нас в самых разнообразных ситуациях».
Песня «Labor of Love» звучит так, как будто мы очутились вместе с группой в студии звукозаписи: она сыграна вживую; партия гитары и голос Джона звучат глубже, невероятно близко и задушевно. И, конечно, речь в песне идёт о любви: рок-звезда, известная своими длительными отношениями, намекает на те самые связи, которые не разорваны даже спустя десятилетия.
Сделал бы ты всё точно так же, если бы смог вернуться назад, или изменил бы что-то: «relive every moment» («пережить каждый момент заново») или «tear out any page» («вырвать любую страницу») – вот тема песни «Born Again Tomorrow», которую Джон посвятил «решениям и самостоятельно найденным ответам». После впечатляющих строк «bones grow stronger where they break, who says scars don't fade?» («кости становятся крепче после переломов, кто сказал, что шрамы не заживают?») ответ самого Джона не мог быть иным: «I wouldn't have it any other way» («Я ничего бы не изменил»). Он не хочет пропустить ни одного момента. Трек «Rollercoaster» – это тоже метафора его собственной жизни, любви, ударов ниже пояса: жизнь – это не детская карусель, а американские горки, поэтому нельзя закрывать глаза: «time flies by... don't close your eyes» («время летит… не закрывай глаза»).
Тема «лови момент, цени время» возникает и в треке «New Year's Day» («Новый Год»): «Let's toast to new beginnings, raise up a glass and say, 'for all of our tomorrows, and what was yesterday'.» («Поднимем тост за новые начинания, подними бокал и скажи: «за все наши завтра и за то, что было вчера»). Эта ода сплоченности группы была первоначально написана в тактовом размере 6/8, так сказать, в ритме вальса. Но в студии всё пошло иначе, Тико начал в другом ритме, и группа сразу ему подыграла: «Было просто здорово увидеть, какое между нами взаимопонимание, — вспоминает Джон. — Оно возникло сразу, и каждый был к этому причастен».
Изменения в музыкальной индустрии без экивоков и прикрас описаны в треке «The Devils In The Temple» («Дьяволы в храме»): «There are thieves at the altar, a snake wears the crown, handing you coal, swearing it's gold. Look what they've done to this house of love. It's too late to turn the river to blood, the savior's come and gone, we're out of time, the devil's in the temple, he ain't no friend of mine» («Воры у алтаря, змей носит корону, протягивает тебе уголь, уверяя, что это золото. Посмотри, что они сделали с этим домом любви. Слишком поздно превращать речную воду в кровь, спаситель явился и ушёл, наше время вышло, дьявол в храме, и он мне не друг»). «Да, когда я говорю о бывшем храме, я имею в виду лейбл, — признаётся Джон. — У меня всегда была одна-единственная мечта: писать песни и петь их в этом храме. Было нелегко смириться с изменениями в индустрии, из-за которых мы вынуждены были изменить отношения с нашим бывшим домом после 33 лет жизни. Но, к счастью, эта страница уже перевёрнута».
В треке «Scars On This Guitar» («Шрамы на этой гитаре») Джон поёт от своего имени – от имени автора песен, проведшего на гастролях треть века: «Another Friday night I'm somewhere, a little drunk and worn out from the show» («Ещё один пятничный вечер, я бог знает где, слегка пьяный и опустошённый после концерта») – так начинается песня о гастрольной жизни. «It's a hallway to a hotel room, the truck's already rolling down the road» («В гостиничном коридоре на пути к номеру, а грузовик уже в пути»), а затем появляется она, его гитара: «she's been with me late at night when I was drowning in the dark, she heard my every word when I was pouring out my heart. So I thank my lucky stars for every crack, scratch and scar on this guitar…» («она была со мной ночью, когда я тонул во тьме, она слышала каждое слово, когда я изливал душу. Я благодарю свою счастливую звезду за каждую царапину, трещину и шрам на этой гитаре…»). Если есть на свете вещь, которая неподвластна времени, то это она – его израненная гитара.
Другие шрамы и раны являются темой трека «God Bless This Mess» («Да здравствует этот хаос»), который Джон сначала поёт а капелла: «I got some blood under my nails, I got some mud on my face» («Под моими ногтями кровь, на моём лице грязь»), и затем группа присоединяется к нему – голос пропадает, волосы седеют, мышцы болят. В то время как многие надеются просто переждать бурю, другие в таких ситуациях возносятся на самый верх: этот хаос Bon Jovi приветствуют, потому что они не одиноки и могут положиться друг на друга. Приключенческий дух воспевается в «Reunion» («Воссоединение»), где Джон как бы продолжает свою речь, произнесённую перед выпускниками на церемонии получения степени почётного доктора в Ратгерском университете. Тогда он посоветовал присутствующим «набросать» свою жизнь в черновике, карандашом, потому что всегда есть и другие варианты: «this isn't how the story ends, my friend, it's just a fork along the road» («история на этом не заканчивается, мой друг, это просто дорожная развилка»).
«Come On Up To Our House» («Приходите в наш дом») – заключительный трек альбома, и Джон точно знал, что новый альбом готов: «Я просто понял, что в нём есть всё: песни, начавшиеся с «я» закончились песнями с «мы». Строка «All Are Welcome at Our Table» («Всех просим к нашему столу») позаимствована из одного из ресторанов Soul Kitchen, которые находятся в ведении его собственного фонда: «Интеграция общества невероятно важна для меня», – говорит Джон. Интеграция, чувство единства и вовлечённость – это секреты успеха группы, которая существует уже более трёх десятилетий и объединяет разные поколения. «This House Is Not For Sale» – новейшая глава её истории, которая идёт на новый виток, пуская всё новые корни…
Перевод на русский язык выполнен агентством переводов «Лингвиста» специально для Bon Jovi Russia.