|
Джон Бонджови и The Wild Ones в клубе «Фаст Лейн». 1981 год. Фото Питера Мантаса |
Начало 80-х годов прошлого века, клуб «Fast Lane» на 4-й авеню в Асбури Парк.
На сцене выступает какая-то группа, но людей собралось немного. Это была «Atlantic City Expressway». Там же присутствовал и Тони Паллагрози, бывший участник группы «Asbury Jukes», который уже начал заниматься бронированием концертных площадок. Внезапно он замечает, что всё внимание небольшой толпы приковано к фронтмену на сцене — Джону Бонджови.
«Там было человек 20, и примерно 18 из них — девушки. Они стояли прямо напротив Джона, выкрикивая и подпевая. Было ощущение, что на сцене был сам Мик Джаггер, — делится Паллагрози. — Я был впечатлён».
«Fast Lane» вмещал 700 человек, но внутри почти никого не было, только эти ребята, стоявшие прямо перед сценой в огромном пустом зале. Было стойкое ощущение, что там происходит нечто особенное».
Питер Мантас, друг детства Джона Бонджови, который раньше руководил группой, тоже понимал: происходит нечто особенное.
«У меня нет сверхспособностей, но я отчётливо помню, как посмотрел на всех этих девушек и сказал сам себе, что это неспроста, — говорит Питер. — Я понял, что когда-то они будут выкрикивать имя Джонни. Это было что-то невероятное».
|
1991 год. Джон Бон Джови раздаёт автографы танцовщицам из образовательной организации «Up With People» перед началом церемоний открытия чемпионата «Супербоул XXV» на стадионе «Тампа Стэдиум» |
Джон Бонджови (ныне Джон Бон Джови), выросший в Сэйревилле, будет включён в Зал славы рок-н-ролла на церемонии, которая состоится в субботу, 14 апреля 2018 года в Общественном конференц-зале в Кливленде. В церемонии также примут участие действующие члены группы Дэвид Брайан (г. Эдисон), Тико Торрес (г. Вудбридж), Хью Макдональд (г. Филадельфия) и её бывшие участники — Ричи Самбора (г. Вудбридж) и Алек Джон Сач (г. Перт Амбой).
Самбора и Сач также выступят с группой в Кливленде.
Трансляция церемонии пройдёт в субботу, 5 мая 2018 года в 20:00 (по североамериканскому восточному времени) на канале HBO.
Группа Bon Jovi продала более 130 миллионов альбомов и является одной из немногих рок-групп, которая до сих пор собирает полные стадионы по всему миру. Последний альбом группы «This House Is Not for Sale» («Этот дом не продаётся») стал первым в списке наиболее популярных альбомов по версии журнала «Billboard» после выхода в ноябре 2016 года. Он повторил свой успех в начале марта 2017 года, когда пополнился двумя новыми песнями. В субботу и воскресенье, 7 и 8 апреля, группа выступит на спортивной арене «Пруденшал-центр» в Ньюарке.
Однако в конце 70-х прошлого века до статуса звёзд рок-н-ролла было ещё очень-очень далеко. Настолько далеко, что путь группы начинался в Сэйревилле, а затем следовала длительная остановка в Асбури Парк.
«В 1978-1979 мы всё ещё учились в школе и бывали во всех рок-клубах Нью-Джерси, — рассказывает Мантас, друг детства Джона Бон Джови, живший в районе Шервуд Форест Сэйревилля. — Асбури Парк занимает особое место в моём сердце и, конечно, сердце Джона, потому что он был нашим Диснейлендом. Везде были клубы. Алкоголь можно было употреблять с 18 лет. Нам было 16. Мы брали с собой друзей, у которых были права, чтобы они отвезли нас туда. Нашим местом был бар «Fast Lane».
|
Джон Бонджови во главе Atlantic City Expressway в клубе «Фаст Лейн» в Асбури Парк, Нью-Джерси, США. 1979 год. Фото Питера Мантаса |
«Басс-гитариста [«Atlantic City Expressway»] поймали с поддельными правами в клубе «The Stone Pony» — так и закончилась наша с ними история».
«Fast Lane» в то время принадлежал Филу Дианджело, управляющим был Джим Джантонио, а шоу, проходившие там, включая концерты U2, Ramones и Джоан Джетт, определённо были более продвинутыми, чем то, что происходило в «The Stone Pony».
«Два года подряд по воскресеньям мы выступали в «Fast Lane», при этом в зале было не более 20 человек», — рассказывает Мантас.
Затем продажей билетов занялся Паллагрози, и ребята, среди которых был [Дэвид] Брайан, стоявший у истоков группы, начали выступать на разогреве у «Hall & Oates», Нормана Нардини, «Mink DeVille» и других. Группа играла смесь рок-н-ролла и ритм-н-блюза и часто исполняла кавер-версии песен Брюса Спрингстина и «Southside Johnny & The Asbury Jukes». Это была музыка Асбури Парк нового поколения.
«Atlantic City Expressway» по сути копировала стиль Саутсайд Джонни и Спрингстина», — говорит Паллагрози.
Успех Спрингстина очень вдохновил молодого Джона Бон Джови.
«Джон тратил все свои деньги на пиратские копии пластинок Брюса. Он с головой ушёл в эту музыку, — рассказывает Мантас. — Я дал ему послушать «Рождённый бежать» («Born to Run»). Он капитально влюбился в Брюса. [Спрингстин] был артистом из Нью-Джерси, а [«Atlantic City Expressway»] выступала по городу, пытаясь получить концерт в «The Stone Pony» в Асбури Парк».
В январе 1980 года, когда Джон Бон Джови и Atlantic City Expressway исполняли «Земля обетованная» («The Promised Land») в баре «Fast Lane», Брюс Спрингстин выскочил к ним на сцену, чтобы допеть песню вместе.
«В конце вечера [Спрингстин] спросил, откуда парни знают песню «Движение на улице» («Action in the Street»), — рассказывает Мантас. — Джон нашёл её на одной из пиратских копий».
Время на Оушен-авеню летело быстро.
«После саундчека мы шли в развлекательный павильон [расположенный в бывшем парке развлечений «Palace Amusements»], проходили зеркальный лабиринт, затем шли в «Cameo» [бар на главной улице], потому что там сидели только старые знакомые, а пиво было дешёвым», — сказал Мантас.
После концертов, вместе с элитой рока Асбури Парк, Мантас, Бон Джови и Брайан собирались в баре, расположенном в бывшем отеле «Jefferson» на Оушен-авеню.
«После закрытия [владелец Тони Албано] выключал свет, ставил на барную стойку свечи, и мы тусовались с Брюсом Спрингстином, Саутсайд Джонни, «The Shots», «The Shakes», Билли Гектором, а ведь мы были детьми. Нам было по 17-18 лет, а мы гуляли по Асбури Парк до пяти утра, — вспоминает Мантас. — Утром мы шли в школу, рассказывали обо всём друзьям, но поверить нам было трудно».
Со временем необходимость сделать следующий шаг в карьере росла. Джон Бон Джови присоединился к группе «The Rest», в составе которой был уроженец Нью-Джерси Джек Понти, затем была создана «John Bongiovi and the Wild Ones».
«Я отправил демозапись Джона Тому Уэйли из Capitol Records», — говорит Паллагрози, друг Уэйли по Point Pleasant Beach High School (школа в Пойнт-Плезант-Бич, Нью-Джерси).
Звучание песен было в значительной степени типичным для Асбури Парк, с налётом Спрингстина. Ничего похожего на стадионный рок, который принёс Бон Джови популярность.
«[Уэйли] она не заинтересовала, и на то были основания, — рассказывает Паллагрози. — Это было лучшее решение для Джона в долгосрочной перспективе. Не думаю, что Джон стал бы настолько популярным, как сейчас [если бы заключил контракт с Capitol Records]».
Затем, благодаря Мантасу, на орбите Джона Бон Джови появилась ключевая для его судьбы личность.
«Я познакомил его с Джорджем Караком, который тогда работал со знакомыми мне Тони Ромео и The Sinners, — вспоминает Мантас. — Я привёз Джорджа в Сэйревилль, они потусовались один день и написали песню «Runaway» («Беглянка»).
Её записали на студии Power Station, владельцем которой был Тони Бонджови, родственник Джона, собравший для записи песни звёздный коллектив: Рой Биттан из «E Street Band» и Хью Макдональд, который позже стал басс-гитаристом Бон Джови.
«Runaway» попала на радиостанцию WAPP 103.5 FM «The Apple» в рамках конкурса молодых исполнителей. Диджей Чип Хобарт взял на себя ведущую роль в продвижении песни.
У Джона Бон Джови был хит, но не было группы. Рядом был Брайан, который как раз оставил музыкальное образование в Джульярдской школе.
«Алек Джон Сач стал очень важным членом группы, — говорит Мантас. — Без Алека, не было бы Тико, с которым он играл в Phantom’s Opera, и не было бы Ричи».
«Runaway» бомбила по полной, мы старались собрать группу, и первым стал Алек».
Парни поставили Торреса перед выбором — присоединиться к ним или остаться с «Franke and the Knockouts».
«Мы пошли на их совместный с «Toto» концерт в «Garden State Arts Center» [в Холмделе], — рассказывает Мантас. — Это было последнее выступление в турне, и мы поставили ультиматум: присоединиться к новой группе или остаться в «Franke and the Knockouts». Он принял правильное решение».
Фрэнк Превит, фронтмен «Franke and the Knockouts», позже написал хиты для фильма «Грязные танцы»: «(I’ve Had) The Time of My Life» («Лучшее время в моей жизни») и «Hungry Eyes» («Голодные глаза»).
Что касается игры на гитаре, работа Билла Фрэнка из «Atlantic City Expressway» и Дейва Сабо, который позже стал знаменитым в составе «Skid Row», не складывалась. Появился Ричи Самбора из Вудбриджа, который начал работу в «Charley’s Uncle» в Ист-Брансвике и был лидером новой группы «Message». Пробы прошли на репетиционной площадке группы, расположенной на Нью-Брансвик-авеню в районе Фордс Вудбриджа.
«Я сказал, что это он. Нам не нужно больше искать, — вспоминает Мантас. — У меня сохранилась запись с репетиции. Ричи дал жару».
|
Питер Мантас и Джон Бонджови |
«Нам не хватало только Ричи. Когда он присоединился к группе, изменилась динамика. Вокальную часть исполнял Джон, а Ричи с его отличным голосом дополнял его».
Страсти по «Runaway» достигли такого размаха, что крупные игроки решили сделать свой ход. Дерек Шульман и Джерри Джаффе из Mercury Records приехали в дом Мантаса в Шервуд Форест.
«Мои родители были в отпуске, и мы организовали площадку для группы в подвале, — вспоминал Мантас. — Они приехали — это была последняя встреча, чтобы решить, будут ли они подписывать с Бон Джови контракт. Группа репетировала в подвале. Мы поднялись в столовую, заказали китайскую еду и заключили сделку».
Мантас также понимал, что изменится не только это.
«Я знал, что не останусь их менеджером, — сказал Мантас. — Нам нужен был настоящий менеджер».
Появился Док Мак-Ги, менеджер Motley Crue. Он увёл группу Бон Джови от традиционного звучания Асбури Парк в сторону хард-рока, который вскоре представил публике новый метал благодаря таким хитам, как «Livin' on a Prayer» («Живём молитвами»), «Bad Medicine» («Плохое лекарство») и «You Give Love a Bad Name» («Ты позоришь слово «любовь»).
«Всё произошло как нельзя вовремя, — сказал Мантас. — Van Halen только что распалась. Def Leppard прогремела. [Бон Джови] собирались назвать Intruder. Не «Джон Бонджови и компания». А потом вдруг пришла идея с Bon Jovi. Джон это придумал».
«Док увидел возможность создать группу по образу «Motley Crue», которая бы понравилась не только дочерям, но и их мамам, — рассказывает Паллагрози. — Что-то по типу «The Beatles» и «The Rolling Stones».
То есть Bon Jovi играл роль группы для всей семьи вроде «The Beatles» и, рискованной «The Rolling Stones».
«Док увидел возможность создать группу, которая будет интересна более широкому кругу фанатов», — вспоминает Паллагрози.
Мантас пережил прорыв альбома «Slippery When Wet» («Скользко, когда влажно») в 1986 году вместе с группой и оставался в ней вплоть до 1989 года, когда из очередного пункта турне в Мичигане он на автобусе уехал домой. Он сохранил дружеские отношения с членами группы и стал одним из основных покровителей музыкального сообщества Асбури Парк, которое за последние десять лет вернулось к активной деятельности.
Сейчас он является директором по организации мероприятий в ресторане «Langosta Lounge» и яхт-клубе Асбури Парк.
|
Бывший менеджер Бон Джови в бывшем баре «Камео» в Асбури Парк. Фото Криса Джордана |
«Моя работа заключается в том, чтобы помогать местным группам взбираться по лестнице вверх, давать им подсказки, предупреждать о том, что будет дальше, — рассказывает Мантас. — Знайте: если вы хотите стать успешным, вам придётся отдать семь кусочков своего торта. Вы получите лишь один кусочек, но один — лучше, чем ничего».
Он будет следить за церемонией в Кливленде.
«Я буду улыбаться до ушей, — сказал Мантас. — Здорово, когда твой друг, которого ты знаешь с 5 лет, попадает в Зал славы рок-н-ролла! И они до сих пор занимаются музыкой — с 1978 по 2018 год, уже 40 лет».
«От Шервуд Форест до Зала славы рок-н-ролла — это удивительно!»